Безумие художника


Безумие художника
   патологическое состояние психики творческой личности, возникающее в результате болезненных изменений в системе высшей нервной деятельности и приводящее к утрате способности адекватно реагировать на внешние раздражители, здраво мыслить, рассуждать и действовать. История знает немало случаев, когда безумие в различных его проявлениях, формах, стадиях сопутствовало творческому процессу выдающихся деятелей культуры. Эта проблема привлекала романтически ориентированных художников. Так, русский мыслитель, писатель-романтик В. Ф. Одоевский (1804-1869) вынашивал замысел книги «Дом сумасшедших», куда должны были войти около десяти повествований о непостижимых проявлениях человеческой психики. Несколько новелл из нее были написаны и опубликованы - «Последний квартет Бетховена» (1831), «Импровизатор» (1833), «Себастиан Бах» (1834). Одоевский полагал, что нет ни одного великого человека, который бы в моменты зарождения в нем великого замысла не казался окружающим его обывателям сошедшим с ума. Это обстоятельство вносит в облик гения драматический оттенок. «Гениальные безумцы» способны находить такие соотношения между предметами, которые обычным людям кажутся невозможными. Таким был итальянский художник Пиранези, создатель рисунков и гравюр, запечатлевших грандиозные архитектурные фантазии, потрясающие зрителей соединением вычурной красоты и умопомрачительного величия. Невозможность воплотить в строительной практике игру своего воображения превратила Пиронези в несчастного безумца.
   Особая роль феномена безумия отчетливо проступила и в культуре модерна. В ее контексте обращает на себя внимание сходство судеб и творчества двух зачинателей модерна - поэта Ш. Бодлера (1821-1867) и философа Ф. Ницше (1844-1900). У обоих юношеское заражение венерической болезнью медленно подтачивало организм и завершилось разрушением психики, в финале которого яркие творческие личности поэта и философа погрузились во мрак безумия. Личная жизнь обоих отличалась неустроенностью, отсутствием семьи и родственных привязанностей. Оба пренебрежительно относились к общественному мнению и охотно шли на сознательный эпатаж бюргерской публики. Для творчества обоих характерны нигилистически ориентированная трансгрессивность, эстетика дио- нисийства, поэтические дифирамбы духу разрушения. Тема безумия, связанная с вынашиваемыми «мыслепреступлениями» и образами кровавых убийств, проходит через все творчество Бодлера. Сознавая связь между демонстративным безверием, святотатственным «богоубийством» и безумием как расплатой за кощунства, Бодлер в 1850 г. написал пророческое по отношению к себе и своему будущему сумасшествию стихотворение «Воздаяние гордыне». В нем идет речь о средневековом проповеднике Симоне де Турне, который в демоническом запале обрушился на Христа и Его учение. Далее последовала расплата: Сказал и замолчал, и впрямь сошел с ума, Как будто наползла на это солнце тьма. Рассудок хаосом затмился. В гордом храме,
   Блиставшем некогда богатыми дарами, Где жизнь гармонии была подчинена, Все поглотила ночь, настала тишина, Как в запертом на ключ, заброшенном подвале.
   Уже не различал он, лето ли, зима ли, На пса бродячего похожий, рыскал он, Не видя ничего, оборван, изможден, Посмешище детей, ненужный и зловещий, Подобный брошенной и отслужившей вещи.
   Религиозно-метафизическую природу безумия художника как расплаты за приобщенность к темным, запредельным сущностям бытия подчеркивал А. Блок, когда отождествлял творчество с погружением в ад: «Именно в черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные миры. И когда гаснет золотой меч, протянутый прямо в сердце ему чьей-то Незримой Рукой - сквозь все многоцветные небеса и глухие воздухи миров иных - тогда происходит смешение миров, и в глухую полночь искусства художник сходите ума». Это случилось с В. Ван Гогом и М. Врубелем.
   Фундаментальное психоантропологическое исследование темы безумия предпринял французский философ и психолог М. Фуко в своей работе «История безумия в классическую эпоху» (1961). Он попытался ответить на вопрос: «Какой смысл заключает в себе упрямое и неотвязное присутствие безумия в современном мире?». Фуко отмечал, что культура христианского средневековья почитала в безумцах носителей эзотерического знания. Но ренессансный гуманизм, рационализировавший человека, умалил его фигуру своей антропологической схематикой. Безумие прошло через процедуру десакрализации и предстало не как самоценный феномен, но всего лишь как ущербная форма ментальности, не способная соперничать с аналитическими, ориентационными и адаптивными возможностями разума. Набиравший силу рационализм вел к росту самомнения разума и способствовал все более жесткому принижению статуса безумия, в котором видели угрозу истине и порядку. Социальным результатом, институциальным следствием этих умонастроений становится появление специальных медико-пенитенциарных учреждений, предназначенных изолировать безумцев от нормальных людей. В XIX в. с возникновением психологической науки безумие начинает трактоваться как психологическое следствие моральной вины, как естественное возмездие за моральное зло.
   ◘ Лит.: Евпахов А. М. Конституционные особенности психики Л. Н. Толстого. - М.-Л., 1930; Ломброзо Ч. Гениальностъ и помешательство. - СПб., 1895; Сегалин Г. В. Эвропатология личности и творчества Л. Толстого // Клинический архив гениальности и одаренности. Вып. 3-4. Т. 5. - Свердловск, 1930; Фуко М. История безумия а классическую эпоху. - СПб., 1997; Чиж В. Ф. Ф. М. Достоевский как психопатолог и криминолог// Чиж В. Ф. Болезнь Н. В. Гоголя. Записки психиатра. - М., 2001; Чиж В. Ф. И. С. Тургенев как психопатолог.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "Безумие художника" в других словарях:

  • Безумие короля Георга — The Madness of King George …   Википедия

  • Премия «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика — Премия «Оскар» за лучший лучшую работу художника постановщика  награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно с 1929 года. С 1940 по 1966 эта награда вручалась отдельно цветным и чёрно белым фильмам. Содержание 1 1929… …   Википедия

  • Молочников, Михаил Викторович — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… …   Википедия

  • The Madness of King George — Безумие короля Георга The Madness of King George Жанр драма Режиссёр Николас Хитнер Продюсер Марк Купер, Стивен Эванс, Дэв …   Википедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • BAFTA (премия, 1996) — 49 я церемония вручения наград премии BAFTA 23 апреля 1996 Лондон, Англия Лучший фильм: Разум и чувства Sense and Sensibility Лучший британский фильм: Безумие короля Георга The Madness of King George Лучший фильм на иностранном языке: Почтальон… …   Википедия

  • Оскар (кинопремия, 1995) — << 66 я  Церемонии награждения  68 я >> 67 я церемония награждения премии «Оскар» …   Википедия

  • КУЛЬТУРА —         (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)         совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… …   Энциклопедия культурологии

  • Культура 20 века — ☼ радикально новые и прежде неизвестные типы худож. и филос. самовыражения: техн. виды искусств (кино, позднее дигитальные искусства), фундаментальные научные теории, глубочайшим образом преображающие филос. методы и худож. мышление. В структуре… …   Энциклопедия культурологии

  • Аксентий Иванович Поприщин — Создатель: Николай Васильевич Гоголь …   Википедия

Книги

  • Грузовой лифт, Марга Клод. В истории лабиринта бывали времена, когда центр вербовал снаружи отряды профессиональных убийц, а затем отправлял их в сети, чтобы, рассеявшись там, они преследовали редакторов, чьи… Подробнее  Купить за 200 руб
  • Венецианское завещание, Анна Князева. Дайнека открыла коробку, найденную в тайнике на чердаке бабушкиного дома. Она увидела пачку бумаг – в них повсюду мелькала буква «ять». Это была переписка художника Николая Бережного и… Подробнее  Купить за 129 руб электронная книга
  • Поверженный демон Врубеля, Екатерина Лесина. Демоны преследовали знаменитого художника Врубеля почти всю его жизнь. Демоны на холсте, демоны в душе – и у всех нарисованных чудовищ и прекрасных ангелов былиизображены живые глаза его… Подробнее  Купить за 129 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Безумие художника» >>